АРХИВ (Все выпуски) / Содержание выпуска (2019, Issue 18)
Марченко Н. П. Стратегии биографического письма и дискурс биографики для детей и юношества в Украине (2014–2019 гг.).Аннотация: Путем выявления и систематизации биографических изданий, которые появились в репертуаре детской книги в Украине с 2014 г. и по сей день, выяснено, что принципиально нового появилось в стратегиях отечественного биографического письма и дискурсе биографики для детей и юношества и как это влияет на развитие биографической прагматики в стране. Проанализирован массив отечественной и переводной книги (fiction и non-fiction), ориентированной на все возрастные группы читателей-детей.Внимание сосредоточено на «книге-картинке», артбуке, издательских и авторских биографических сериях, изданиях энциклопедического образца. Исследование основано на выборке de vizo из репертуара книг, представленных в фондах Национальной библиотеки Украины для детей (на 1.10.2019 г.) и изданиях (в том числе рекомендательных библиографических указателях) сети детских библиотек Украины. Установлено, что переломные для самоидентификации украинского общества события 2014 г. создали принципиально другой по сравнению с предыдущим отечественный биографический дискурс и кардинально изменили формы и способы биографического письма. Значительную роль в этом процессе сыграло также постмодерное мышления, для которого определяющим является императив реинтерпретации. Переосмысливаются пантеон и личность персоналий, алгоритм поиска и представления биографического знания. В 2014–2019 гг. в книге для детей в Украине активно внедряются новыеформы биографического письма, созвучные современной информационной парадигме и запросам юного читателя (доминирование иллюстративного ряда над текстовым, неординарная расстановка смысловых акцентов, выделение основных, существенных моментов и фактов мотивирующей составляющей биографии). Также обновляется проблематика биографического дискурса (широко представлены постколониальные и гендерные темы, интеллектуальная и духовная «мотивирующая» биография, герой моделируется сквозь призму понятия «свой / чужой / другой», рассматривается каксимулякр, часть «пантеона» сообщества и т. п.). Ключевые слова: биографические издания для детей и юношества, книга для детей и юношества, биографика, биографистика Полный текст PDF https://doi.org/10.15407/ub.18.173 Цититрование пибликации Цитирование авторов публикации:
Библиографическое описание для цитирования: Библиография:
|